Германия автомобиль десант Гогланд.
Немецкие солдаты и полугусеничный тягач на десантной барже готовятся к высадке на о.Гоглагд.

15 августа 1944 года немцы попытались высадить крупный десант на о. Гогланд, имеющий ключевое стратегическое значение своим положением по центру Финского залива в 180 км от Ленинграда.
Ничего необычного. Единственное, было одно пикантное обстоятельство: на острове засели финны, которые еще 12 дней назад выступали на стороне Германии. А воздушную поддержку защитникам острова оказала штурмовая авиация Балтфлота, которая еще недавно, соответственно, громила боевые порядки обоих союзников.
Операция носила название «Tanne Ost» и положила начало Лапландской войне между Финляндией и Германией. В 02.00 ночи началась высадка десанта. Ранее немецкие корабли минировали фарватеры на подходах к порту города Котка. Это минное заграждение имело целью не только затруднить использование порта советскими кораблями, но и изолировать гарнизон Гогланда, перерезать его транспортную связь с материком.
Для участия в десантной операции было задействовано 2300 солдат и офицеров. Отряд высадки в составе 10 тральщиков, 15 сторожевых катеров и 20 быстроходных десантно-артиллерийских барж вышел из базы на побережье Эстонии и направился к Гогланду.
Немцы надеялись, что финны сдадут им остров без боя. Однако финны уперлись, решив полностью выполнить свои обязанности по условиям перемирия с СССР, и отказались сдаваться в обмен на горячий чай и немецкое радушие.
Положение гарнизона острова в эти дни было весьма сложным. Через несколько дней остров надо было передать советскому командованию. Была проведена эвакуация тяжелой артиллерии, вооружения и имущества. На вооружении финских солдат осталось только личное табельное стрелковое оружие и пара 40-мм Бофорсов,прикрывающих порт.Командовал гарнизоном подполковник Марти Миеттинен. В его распоряжении было 1700 солдат и офицеров. Миеттинен знал о возможном нападении немцев и в 19 часов 14 августа привел гарнизон в полную боевую готовность, твердо решив оборонять остров.

Подполковник Марти Миеттинен
Командир гарнизона о.Гогланд подполковник Марти Миеттинен.

Около 12 часов ночи в порт острова вошли немецкие сторожевые катера. Их командир предложил Миеттинену сдаться без боя. Тот отказался и потребовал, чтобы немцы покинули остров. Тогда немец предложил финнам в течение какого-то времени имитировать жесткую оборону, а затем сдать остров без ненужных жертв. Это предложение тоже было отвергнуто. Немцам дали 15 минут, чтобы уйти с острова. По истечении этого срока с катеров на пирс высадилось около 40 немецких морских пехотинцев, которые начали бой за плацдарм.

Финляндия Бофорс Гогланд
Финский 40-мм Бофорс,прикрывающий порт о.Гогланд.

К рассвету 15 августа удалось высадить на берег до 1400 человек. Немцы стали постепенно расширять плацдарм, но встретили упорное сопротивление финнов и не смогли продвинуться более, чем на один километр в глубь острова. Финские 40-мм зенитки открыли эффективный огонь по кораблям, в результате чего высадку десанта пришлось прекратить. На кораблях осталась примерно одна треть десанта.

Германия баржа Гогланд
Немецкая десантная баржа,брошенная на побережье острова Гогланд.

Командир высадившегося отряда пытался вызвать по радио авиацию и крупные корабли для оказания артиллерийской поддержки, но радиосвязь не действовала. Немецкое командование не имело информации о положении на острове и опасалось, что с рассветом отряд высадки может подвергнуться атакам советских торпедных катеров и авиации. В связи с этим всем кораблям было приказано возвращаться в базу. Как только начало светать корабли оставили десант на произвол судьбы и взяли курс на запад, обходя остров с севера.
Разведка Балтфлота своевременно обнаружила десантную операцию немцев. Наше командование понимало, что даже временный захват острова позволил бы немцам прикрывать отход своих сил из Финского залива, а главное — мог затормозить наше боевое траление и вывод подводных лодок в Балтийское море. В связи с этим к Гогланду была немедленно направлена штурмовая авиация флота (Ил-2), чтобы разгромить десант немцев.Впервые советские летчики,еще пару недель назад штурмовавшие финские позиции,отправились на помощь бывшим противникам.И таже,в первый раз.появление советских штурмовиков было встречено финнами с радостью.

авиация штурмовик

Дальнейший ход этого боя наши и финские источники описывают по-разному. Адмирал В.Ф. Трибуц в книге «Балтийцы сражаются» описывает его так:
На рассвете 15 августа, когда фашисты заканчивали высадку, над островом появился первый эшелон «илов». Они атаковали группу быстроходных десантных барж, выходившую из бухты, и другую группу, находившуюся еще у причала. К 18 часам 15 августа авиация флота, совершив более пятисот самолетовылетов, потопила у побережья острова несколько десантных барж, тральщик и сбила 15 фашистских истребителей (то есть поддержка с воздуха видимо всё-таки была). Уцелевшие корабли бросили свой десант на Гогланде и скрылись в сумерках в юго-западном направлении.
Финны сообщают, что немецкие корабли покинули район высадки по приказу своего командования на рассвете 15 августа. Только последние 12 десантных барж в 7.45 утра подверглись атакам советских самолетов. При этом одна баржа была потоплена. Оставшийся на острове десант в 17.30 15 августа объявил о капитуляции.Финнам в плен сдались 1237 немецких солдат.

артиллерия 88-мм Германия
Захваченная финнами на оставленной немецкой барже, 88-мм зенитка.

1
Брошенное на о.Гогланд немецкое военное имущество.

И еще один эпизод.27 сентября 1944 года Советская армия начала десантную операцию у западного побережья Эстонии по очистке Моонзундского архипелага (туда входят четыре крупных острова: Сааремаа, Хийумаа, Муху и Вормси и около 500 мелких) от немцев.
В составе наших сил штурмующих острова архипелага неожиданно обнаруживается отряд Военно-морских сил Финляндии, под командованием кавалера Креста Маннергейма и немецкого Железного креста Jouko Olavi Kaarlo ARHO.
Немцы минировали побережье Эстонии с помощью магнитных мин, поэтому советской стороной у финнов для обеспечения боевых действий были запрошены суда с деревянным каркасом.
Речь шла о примерно 50 моторных катерах и 50 парусно-моторных шхунах с финскими экипажами. Флотилия была сформирована на Ханко ко 2 октября 1944. Первые суда вышли в море 2 октября вечером, а остальные четыре дня спустя. Командовал всем этим флотом вот этот человек:
1
Jouko Olavi Kaarlo ARHO.
родился 12.14.1908 в городе Тампере, умер 02.27.1950 в Турку, Турку, похоронен в новом кладбище.
Кавалер Креста Маннергейма № 104,
03.08.1943, капитан-лейтенант.
В Зимнюю войну — офицер минного заградителя Louhen. Далее 1941-42 гг минный заградитель Ruotsinsalmi.
Командующий Департаментом KoulP 1942-43, Офицер Генерального штаба 1943-44, воюя против нас, был ранен в восточной части Финского залива. В наградных документах отмечено, что сей офицер отлично проявил себя в минной войне на море и его действия привели к большим потерям материальной части врага, то есть нас. В частности, на его личном счету потопление глубинными бомбами советской подводной лодки.
Награды:
Крест Свободы 2-го класса
Крест Свободы 3-го класса
Крест Свободы 4-й класс
Крест Маннергейма 2 класса
Немецкий Железный крест 2 класса
Немецкий Знак Сапера 2 класса
Хотя финны и не должны были воевать, а предназначались только для перевозок и снабжения, некоторым пришлось вести боевые действия против бывших союзников и нести потери.
Было потеряно 22 катера и 16 шхун. 8 финнов утонули…
Так начиналась «Лапландская война».Впереди и письмо Маннергейма Гитлеру со словами «…теперь наши пути расходятся…» ,и выжженный дотла немцами финский город Рованиеми…
А в завершение — небольшая сюрреалистическая заметка из газеты за 1945 год.Маннергейм поздравляет Сталина с победой над Германией.
gazeta

Глущенко В А