В ходе зарождения, становления и развития национализма-сепаратизма различные социальные субъекты неодинаково влияют на него и соответственно неоднозначно подвержены обратному процессу воздействия уже устоявшегося явления. У Петра Штомпки выделены четыре таких разновидности социального субъекта:

  1. Массы, сообщества индивидов — социальных акторов, включённых в коллективное поведение;
  2. Социальные движения, организованные коллективы, сообщества, ассоциации, вовлечённые в коллективные действия;
  3. «Великие люди», деятельная потенция которых насыщается в действиях масс, их поддерживающих и следующих за ними;
  4. Облечённые законодательной властью руководители и лидеры, занимающие ведущее положение в организационных структурах.

Мне кажется, что было бы целесообразно выделить два новых субъекта, которые также имеют специфические реакции и актуальны в генезисе сепаратизма:

  • Представители бизнеса, интересующихся в основном финансово-деловыми аспектами общественных явлений;
  • Культурная элита, имеющая специфические запросы и потенции.

В каждом отдельном типе социального субъекта наблюдаются свои отличительные признаки, например такие как, скорость реагирования общественной группы на определённые события. У всех из них несколько различается логика понимания своих интересов. Они также неодинаково влияют друг на друга. Более того, у каждого из отмеченных акторов  национальных процессов проявляется определенная степень инерционности, а следование один раз установившимся правилам и нормам может сильно варьировать. Например, представителей капитала легко можно заинтересовать новыми возможностями, а народные массы увлечь сложнее. Это же касается и обратного по знаку процесса. Отход от старых идеалов, отречение от былого у них будет аналогичным по скорости, бизнес-элита быстро переориентируется в отличии от основной массы населения. В принципе, практически всегда любая малая группа в своем реагировании на какие-либо раздражители всегда активнее и быстрее более крупного образования. В этом отношении стоит отметить, что национальное меньшинство в отличии от титульного большинства проявляет себя, как правило, как малая и намного более сплоченная группа.

Национальные лозунги по-разному понимаются отмечаемыми субъектами. Ими могут двигать различные мотивы, но для каждого находится своя ценность в стремлении к автономизации или отделению. Для одних будут важны экономические выгоды, а у других будет возможность удовлетворить только психологические потребности.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на выявленные закономерности, национализм не всегда сразу будет однозначно вести к стремлению  этнического меньшинства отделиться. Это может произойти только через определенное время.