Если попросить перечислить военные операции  в Тихом океане, в годы Второй мировой войны, вне зависимости от «стран-инициаторов», то с большой вероятностью респонденты вспомнят  битвы за Мидуэй Гуадалканал и Окинавунападение на Пёрл-Харбор и, как вариант, Маньчжурскую операцию Советской армии.

Ныне  немногие, даже в США, знают и помнят об Алеутской операции, продлившейся больше года (июнь 1942-август 1943) и унесшей более 6 000 жизней. Японцы, захватив острова Кыска и Атту (Алеутские острова),  таким образом решили отвлечь американцев от основной атаки, целью которой был атолл Мидуэй.

Карта операций на Тихоокеанском театре военных действий

Прапорщик ВМФ США Лиланд Л. Дэвис вместе с командой летали в составе  эскадрильи «летающих лодок» PBY-5A. «Каталина» была предназначена для транспортировки людей и оборудования; тем не менее она оказалась полезной при осаде гавани Кыска-Харбор. По словам Брайана Гарфилда (автор книги «The Thousand-Mile War» 1969 г.), Каталины выглядели, как «выводок огромных цыплят», когда они участвовали в поставках топлива, нефти, запчастей, боеприпасов и бомб.

pby5

10 июня 1942 года, патрулируя территорию Алеутских островов, прапорщик Лиланд  заметил  и сбросил глубинные бомбы на японскую субмарину, шедшую с о. Танага. Казалось бы, потопить подлодку противника — прекрасное начало первого  «рабочего дня» для эскадрильи, но Дэвис, сбросив всю бомбовую нагрузку, лишь  повредил субмарину, которая, как оказалось, была отправлена, чтобы подобрать пилота сбитого «Зеро». Возвращаясь на базу, Дэвис и другие пилоты услышали приказы на следующий день: атаковать Кыска-Харбор всей эскадрильей, независимо от погоды.

Как отмечает Гарфилд, Каталина никогда не была предназначена для интенсивных атак . Это был большой и медленный самолёт с плохой бронёй, примитивными прицелами и манёвренностью, как у бегемота, Кроме того, «Каталину»  было хорошо видно с земли. Однако, приказ есть приказ.

PBY-5A над Алеутами

На следующий день после  атаки на японскую подлодку,  «Каталины» отправились бомбить Киска-Харбор. Тяжело нагруженные  самолеты, летевшие в условиях плохой видимости и низкой температуры, начали разрушаться. Экипажи  «Каталин» слышали треск хрупких планеров и с тревогой смотрели на крылья самолётов, которые хлопали, словно были крыльями птиц.

После своей первой бомбардировки, прапорщик Дэвис вернулся на авиабазу, на поврежденном самолёте, для дозаправки и пополнения боекомплекта, привезя с собой мертвого матроса. Готовый к работе, он вылетел обратно и присоединился к блицкригу, который будет продолжаться в течение ближайших трех дней.

Гидроавианосец USS «Casco» и PBY-5A у о.строва Атту

Японцы вели постоянный огонь, наблюдая за  облаками, низко висящими над лесозаготовкой, откуда, в любой момент, могли появиться  «Каталины». Экипажи гидросамолётов и персонал авиабазы работали 72 часа. Позже, как написал в своей книге Б. Гарфилд, экипажи патрульного крыла дали собственное имя Кыска-харбор —   «Центр уничтожения PBY».

Во время одного из рейдов, гидроплан Дэвиса попал под плотный  огонь, который почти уничтожил самолет. Дэвису удалось развернуть самолётно обратно и приземлиться на воду. Но, к сожалению, «Каталину» уже нельзя было спасти и Дэвису Лиланду пришлось смотреть, как гидроплан уходит на дно залива.

PBY 5A Catalina — «Призрак озера Даго»

Найдя еще один самолет, Дэвис, вместе с экипажем, вновь отправился в бой. Заметив противника на юге гавани, PBY-5A попытался атаковать глубинными бомбами расчёт зенитной пушки. Однако, японцы не спали и ответным огнём «подрезали» крылья самолёту.  Не выдержав тяжёлых повреждений,»Каталина»  рухнула в воду.

air_catalina9
Летающая лодка PBY-5A «Каталина» береговой охраны США на ремонте в замерзшей бухте острова Кадьяк (Kodiak), Аляска 1943

14 июня 1942 года прапорщик Лиланд Л. Дэвис, наряду с другими членами экипажа, был посмертно награжден Пурпурным сердце и Военно-морским крестом.

В 2002 году канадским биологом  были найдены останки Дэвиса. Учёный  изучал морских крыс рядом с вулканом на о.Кыска, когда обнаружил надувной спасательный жилет, парашют, кожаные ботинки, свитер и фрагменты сапогов. В ходе раскопок, проводимых POW/MIA Accounting Command в 2003 г.,были найдены обломки самолета и останки семи военнослужащих. Как оказалось, экипаж  самолёта  разбился  не в Кыска-Харбор, как было сказано семьям лётчиков, а на суше.

Elwin Alford, Albert J. Gyorfi, John H. Hathaway, Dee Hall, Robert F. Keller, Robert A. Smith, и Leland L. Davis  были похоронены на Арлингтонском национальном кладбище, в братской могиле, на которой написано: «Авиакатастрофа —  Аляска, 14 июня 1942 года «