Ровно 25 лет живём в потребительском капиталистическом счастье, радуемся тому что теперь в магазинах всё есть и теоретически всё это мы можем купить. И тем не менее, многим из нас бывает грустненько от того, что за видимое изобилие и яркую рекламу мы продали что-то важное.
Впрочем, такими мыслями терзаются не все, поэтому и захотелось написать этот текст.
Не вдаваясь в сложное, зададимся вопросом — чем на данный момент является для нас общество ширпотреба, от чего чем дальше, тем тоскливее житьё-бытьё?

Если по-простому, то общество ширпортреба выкачивает из нас нашу энергию, мы являемся донорами, белками в колесе, которые раскручивают механизм потребительской экономики, послушными работниками, не умеющими пользоваться результатами труда и радоваться самому творческому трудовому процессу. При этом энергия уходит в пшик, очень мало отражаясь на нашей реальной жизни — от этого мы такие вялые и пассивные, нас захлёстывают депрессии, безысходность, что даже очередной способ по-…кхм… наши душевные силы и кошелёк не радует.

а) Перво-наперво, общество потребления — это социальные сети. Да, великое изобретение связи между людьми. И прекрасный способ утилизировать энергию человеческих масс. Напомню, что вместо Виртуальности существует ещё другая концепция — Космизм, где человечеству предлагается исследовать новые миры, реально, на практике, а не в своей черепной коробке.

Недавно я был на конференции по сервисному дизайну в Москве, там одна из выступавших сказала потрясающую фразу: «Сегодня роскошью является физическое присутствие вас к каком-либо месте». Речь шла о проектировании городского пространства, но вообще-то данное высказывание прекрасно характеризует виртуальную современность. Вы ни черта не делаете, когда сидите в сети. Поставьте позади монитора камеру, поснимайте себя 20 минут, посмотрите — ну не глупо ли вы выглядите, когда на вашем лице проносятся всевозможные эмоции, при этом вы всего лишь сидите перед куском пластика? А между тем есть масса реальных дел, которая не делается. И масса вещей, которые неочевидны, пока ими не заняться — состояние вашей квартиры, ремонта, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, требующие решения и т.д.
Здравый смысл как бы подсказывает: используй соц.сети по назначению, но не более того, чем это необходимо, иначе ты утилизируешь свою энергию.

б) Во-вторых, это, собственно, потребление, покупки, шоппинг.
А какие три основных товара продают нам производители и торговцы? Правильно — это Страх, Секс и Голод. Или, по-другому, нагнетание страхов посредством СМИ, популяризация фильмов ужасов, игр с высоким содержанием немотивированного насилия, сети тошниловок, магазины барахольной одежды, институт моды и порнография — такие вот нехитрые инструменты, возбуждающие животные инстинкты, которые удовлетворяются через кошелёк. Вы замечали, читатели, что очень большое количество, скажем так, мужских пабликов в соц.сетях скатилось уже просто до формата «картинка офигительной машины, картинка офигительной голой женщины, картинка офигительной пачки денег + офигительная продающая музыка»? В женских пабликах, впрочем, дела не лучше от слова совсем. Вот, это оно — выкачивание наших заработков, которые являются нашими ресурсами для построения своего реального будущего. Сегодня это даже почётно, нам объясняют, что счастлив тот, кто тратит деньги (а не тот, кто умело ими оперирует, ха-ха).

в) Инфантильность, третья черта общества ширпотреба. Чем взрослый человек отличается от инфантила? Тремя чертами:

— Правильное отношение к труду, как к возможность реализовать себя, как творца, изобретателя, рационализатора. Результатами труда у взрослого человека являются его достижения — профессиональное мастерство, скорость выполнения работы, собственные проекты и т.д.. И вот за это вот всё следует вознаграждение в виде заработков, которые тем больше, чем вы можете решать более дорогостоящие, сложные проблемы, чем большим количеством уникальных навыков вы обладаете.

Инфантил же воспринимает труд, как каторгу. «Что вы хотели за такие деньги?» — вам знакомо такое выражение? Инфантил хочет горы денег, только денег, сразу. И его совсем не интересует процесс труда, умения, навыки, мастерство. Зачем? Потеря времени, в которое можно расточать свою энергию и деньги на барахло.

— Умение вести себя в обществе, взаимодействовать с людьми, когда для вас есть не только личное, но и общественное. Простой пример: ответственный человек, затеявший ремонт в квартире, обойдёт соседей, чтобы предупредить их. Или хотя бы повесит объявление на этаже. И будет вести работы положенное дневное время суток. Потому что понимает, что его свобода должна гармонично жить со свободами других людей.

Вечный подросток «ничего никому не должен», он любит себя и игнорирует людей. «Сука-сосед» из песни Семёна Слепакова — это он, инфантил.

— Планирование и дисциплина. Повзрослевший человек хотя бы пытается строить планы на месяц/полугодие/год. Возможно, даже на пятилетку. И действует в соответствие с приоритетами.

Подросток «живёт сегодняшним днём». Зачем думать о грустном?
============================================
В итоге, что мы получаем сегодня, живя в обществе потребления?

Толпу одиноких, послушных работников-инфантилов, жадных, малообразованных, но с чрезвычайно развитой алчностью и жаждой наживы. Общество добровольных рабов, на самом деле, ведь как говорил Маркс: «Чем ничтожнее твоё бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твоё имущество и тем больше твоя отчуждённость».

Про то, что следует делать в сложившейся ситуации — в следующем тексте.