Умение ориентироваться на местности — базовый навык для каждого туриста и альпиниста. Горному проводнику или инструктору придется постоянно заниматься обучением навыкам ориентирования на всех уровнях, начиная с изложения базовых положений и вплоть до практического преподавания наиболее продвинутых концепций, владение которыми позволит людям уверенно чувствовать себя в самых сложных погодных условиях и среди самого причудливого горного рельефа.

Вопросам обучения фундаментальным навыкам посвящено немало толковых изданий. Специалистам по ориентированию хорошо известны все методические тонкости обучения предмету.

Методики, приведенные ниже, могут использоваться для работы с представители разных возрастных групп, хотя самые младшие, вероятно, будут испытывать трудности в понимании концепции масштаба, репрезентативной дистанции и в сопоставлении рельефа на карте и на местности. Тем не менее при правильной постановке дела навыки чтения карты могут быть усвоены достаточно быстро людьми практически любого возраста. В настоящем разделе акцент делается на приемах теоретического и практического обучения ориентированию, дается ряд советов по ориентированию как в летних, так и в зимних условиях.

 

Ознакомление с навыками чтения карты

Умение читать карту — ключевое условие успешного ориентирования наряду с умением ориентировать карту, запоминать карту, пользоваться линейными ориентирами и указывать направление пальцем. Именно с этими базовыми концепциями необходимо знакомить людей на первом этапе обучения.

Способность интерпретировать горизонтали, оценивать расстояния, время и скорость движения приобретается с надежным усвоением базовых вещей, без которых на эффективное ориентирование в горной местности рассчитывать трудно.

 

Ознакомление с ориентированием карты

Ознакомить людей с приемами ориентирования карты можно несколькими способами.

  • Возьмите карту формата А4, разрежьте ее на шесть-семь кусков разной формы и размера и разложите в произвольном порядке, подготовив своего рода паззл. Предложите участникам группы за отведенное время — скажем, за полминуты — сложить карту. Затем предложите паззл из листа, на который нанесены только имеющиеся на карте горизонтали, и предложите за то же время собрать его. В результате этих игровых упражнений ученики начинают распознавать формы рельефа и другие картографические обозначения.
  • Далее переходите к вопросу ориентирования карты. По стенам комнаты обозначьте стороны света (С, Ю, В, 3). Предложите каждому члену группы вычертить план комнаты с обстановкой и попросите нанести на плане буквы С, Ю, В, 3. Затем предложите каждому выбрать в комнате любой предмет мебели и встать рядом с ним. Для ориентирования плана им нужно лишь сопоставить расположение элементов комнаты на плане и в самой комнате. План как карта комнаты, без сомнения, будет успешно ориентирован.
  • Попросите каждого ученика треугольником отметить на плане его место за столом, а кружками — места остальных членов группы.
  • Предложите ученикам походить по комнате, как «по карте», в разных направлениях, вокруг мебели, поворачивая план так, чтобы обозначения сторон света на плане и стенах комнаты постоянно совпадали.
  • При чтении карты в комнате, в процессе хождения каждый ученик должен практиковаться в указании направления пальцем. Палец постоянно должен указывать курс, и человек должен идти именно в этом направлении, а не пытаться выйти на выбранную точку плана, ориентируясь по обстановке в комнате.
  • Человек должен правильно держать карту: все время перед собой, ориентированной по сторонам света.

Следующее упражнение состоит в вычерчивании на карте маршрута по шести опорным точкам, каждая из которых обозначена кружком, а сам маршрут начинается с треугольника учебного места человека в комнате.

■ Маршрут начинается треугольником, проходит через все маркеры и заканчивается тем же треугольником.

  • Подготовьте шесть маркеров в виде маленьких бумажных квадратов и расположите их в разных местах комнаты.
  • Создайте описание мест расположения маркеров, например, стол — холм, телевизор — валун, простенок между окнами — железнодорожная линия. Так вы постепенно будете приучать учеников к языку карты.
  • Каждому маркеру присвойте порядковый номер: линии на плане, соединяющие маркеры. пометьте стрелками направления движения.
  • Маршрут не должен проходить поверх отмеченных на плане предметов мебели.
  • При прокладке маршрута проявите выдумку.
  • Теперь участники могут попрактиковаться в прохождении установленного маршрута, в следовании заданными курсами, чтобы потом обменяться картами и двигаться по все новым маршрутам.

    1. Доска
    2. Угол стола
    3. Доска
    4. Телевизор
    5. Окно
    6. Стул
    7. Дверь
    8. Угол комнаты
    оп — опорная точка
    → — маршрут
    треугольник — исходная точка

    Чтение карты

    Возьмите карту для спортивного ориентирования или карту масштаба 1:25 ООО (со множеством обозначений и другой информации) и отправляйтесь с учениками на небольшую прогулку, акцентируя внимание на обозначенных объектах по мере их прохождения. Упражнение именуется также сопоставлением карты с местностью и состоит в обнаружении природных объектов, скажем, места слияния ручьев, и корректировки их отметок на карте. Упражнение также является важным этапом освоения приемов микронавигации.

    Проблем будет возникать много, в частности, при постоянном перемещении с картой в руках сложно будет указывать путь пальцем, если только карта не сложена многократно, — но в этом случае необходима хорошая память.

     

    Интерпретация горизонталей

    Самая важная для понимания характера рельефа информация содержится в горизонталях. Горизонталь — линия, соединяющая точки с одинаковой высотой над уровнем моря, а в совокупности горизонтали передают форму, крутизну и высоту отдельных участков местности.

    • На разных картах для лучшей различимости горизонтали отмечаются разным цветом, а вертикальное расстояние между ними указывается в легенде, как правило, отпечатанной сбоку или внизу карты.
    • Абсолютная высота горизонталей также отмечается на большинстве карт, часто с разрядкой в 50 метров. При наличии очень крутых склонов используется символ утеса. Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон.
    • При плохой видимости умение интерпретировать горизонтали — ключевое условие успешного ориентирования.

     

    Картографическая память

    Еще один простой способ развития картографической памяти и навыка интерпретации горизонталей предполагает использование карточек.

    • Процесс обучения действительно может быть увлекательным. Для данного упражнения по размеру идеально подойдут почтовые открытки, которых вам понадобится двенадцать штук. Кроме того, нужны будут две одинаковые карты для спортивного ориентирования. Разрежьте карты на квадратики со стороной 4 см и наклейте квадратики на открытки.
    • Теперь перенесите рисунок горизонталей с небольшого участка карты на другие, чистые открытки. Сделать это можно с помощью кальки.
    • На лицевой стороне открыток с квадратиками карты проставьте номера с 1 по 6. На лицевой стороне открыток с соответствующим контуром горизонталей проставьте буквы от А до Е.
    • При работе с немногочисленной группой людей предложите каждому выбрать одну из открыток с участком карты и номером и за одну минуту изучить карту. Затем предложите запомнить номер и быстро пройти в соседнюю комнату, где вы оставили открытки с горизонталями.

    Участники пытаются по памяти найти нужную открытку, возвращаются с ней в класс и смотрят, соответствует ли она образцу. Готовя подобное упражнение, вы можете изменять его сложность, перенося на кальку либо легко узнаваемые ориентиры, либо только технические пометки, в зависимости от возраста и уровня подготовленности членов группы.

     

    Упражнения по ориентированию карты

     

    Самостоятельное изготовление картосхем — занятие интересное и экономически выгодное.

    • Все, что вам потребуется, — это листки плотной бумаги или картона формата почтовой открытки. Кружками обозначьте девять опорных точек, последовательно соедините их прямыми с завершением в любой точке. Таких карточек можно изготовить несколько, но всякий раз линии должны соединять точки по-разному. Каждая карточка должна иметь свою копию, чтобы ученики могли находить одинаковые и следить за успехами друг друга.
    • На участке местности обозначьте опорные точки палочками или камнями с подложенным под них листом бумаги, расположив предметы так же, как на карточках. Участок местности должен быть размером с теннисный корт. Ученики практикуются в ориентировании «карты», следуя по маршруту и сохраняя положение карточки относительно участка. Это упражнение по ориентированию карты в движении.
    • Пусть ученики несколько раз поменяются карточками, чтобы всякий раз перемещаться по разным маршрутам.
    • Когда будете удовлетворены результатами своих подопечных в непрерывном ориентировании карты, предложите пройти маршрут без ориентирования карты. Карточку они должны держать близко к груди и пытаться двигаться по обозначенным линиям. Сложность задачи станет очевидной, и как следствие ученики осознают ценность выполняемого упражнения.
    • После ознакомления людей с ориентированием карты пора переходить к навыкам ее чтения. Заниматься этим лучше во время небольшой прогулки по любой местности, для которой у вас имеется карта и где можно по­практиковаться в сопоставлении карты с реальными объектами.
    • Перед выходом на природу или в горы неплохо было бы обратить внимание на масштаб карты, которой предстоит пользоваться, поскольку для планирования времени в пути нужно будет вычислять расстояния.

    Изучите компас и научитесь правильно им пользоваться. Моделей существует так много, что немудрено растеряться. В большинстве случаев люди теряют дорогу именно из-за отсутствия устойчивых навыков движения по компасу.

    Карточка с девятью опорными точками

    Инструменты ориентирования

     

    Масштаб

    Масштаб отражает отношение расстояния на карте к расстоянию на местности и обычно указывается в виде соотношения: 1:50000, 1:25000 и т. д. Это означает, что одна единица расстояния на карте соответствует 50000 (25000) тех же единиц на земле. Например, 1 см на карте на местности будет соответствовать 50000 см (500 м). Руководствуясь этим принципом, вы сможете без труда и с высокой степенью точности пересчитывать расстояние на карте в расстояние на местности.

     

    Компас? Но какой?

    Наиболее удобным для использования в горах будет простой по дизайну и легко читаемый компас. Необходимо учитывать условия работы с ним: нередко в перчатках и в любое время года. Если имеющийся у вас сегодня компас не соответствует этим базовым условиям, при выборе нового учитывайте следующие дополнительные требования.

    Выбирайте компас с отчетливо различимой стрелкой направления движения и линией определения азимута на направляющей пластине. Компас должен быть прочным, точным, легким и многофункциональным. Направляющая пластина должна быть прозрачной, корпус должен иметь лимб с разрядкой в два угловых градуса и не должен слишком легко вращаться. Шнурок не короче 35 см крепится к внешнему нагрудному карману верхней одежды.

     

    Элементы компаса Преимущество
    Длинная направляющая пластина размером 12 х б см Удобно держать в перчатках
    Три масштабные линейки на направляющей пластине Быстрое измерение расстояний, в особенности по координатной сетке
    Наличие люминесцентных вставок на пластине и корпусе компаса Хорошая видимость всех элементов в ночное время
    Линейка от 0 до 100 мм Удобно для измерения больших расстояний
    Увеличительное стекло Позволяет изучать мелкие детали горизонталей на карте
    Корпус с цветной маркировкой и градуировкой от 0° до 360° Простота чтения азимутов

     

    Определение азимута

    • Определите точку А, в которой находитесь, и точку Б, в которую намерены отправиться.
    • Соедините точки краем направляющей пластины или цветной линией на ней. Убедитесь, что стрелка направления движения указывает на точку Б.
    • Удерживая пластину в этом положении, поверните корпус компаса так, чтобы стрелка координатного севера и линии на корпусе указывали на север по карте и были параллельны линиям координатной сетки.
    • Вы определили азимут по координатной сетке.
    • Для уточнения азимута относительно истинного севера сделайте поправку на магнитное склонение, значение которого указано в верхней части карты или в ее легенде.
    • Пользуйтесь современной картой.

Движение по азимуту

  • Горизонтально держите компас на ладони прямо перед собой.
  • Совместите магнитную стрелку со стрелкой севера на корпусе компаса.
  • Совмещайте стрелки собственным разворотом вокруг своей оси, продолжая держать компас перед собой.
  • Взгляните в направлении, указываемом стрелкой направления движения на пластине, и отметьте для себя близлежащий объект на местности (камень, куст и т.д.), возможно, расположенный лишь в нескольких метрах от вас. Подойдите к объекту и повторите процесс, не забывая следить за совмещенным состоянием магнитной стрелки и стрелки координатного севера на корпусе компаса.

Навык точного ориентирования приобретается с опытом, и у настоящего мастера автоматическое выполнение указанных действий сочетается с высокой точностью движения по компасу.

Компас и его рабочие элементы

Определение азимута по карте с помощью компаса

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Компас — чрезвычайно полезный элемент снаряжения, однако на точность его показаний может негативно влиять ряд обстоятельств. Во время движения по азимуту следите за тем, чтобы вблизи магнитной стрелки не было металлических предметов. Среди последних могут оказаться ледоруб, насы­щенные соединениями металлов горные породы, лыжные палки, камеры, подземные кабели. Немаловажное значение имеет и место домашнего хранения компаса. Обычно снаряжение складируют где-нибудь под лестницей, однако часто именно там находится электрический кабель. Мощные электромагнитные поля способны нарушить настройку магнитной стрелки.

 

Безостановочное движение по азимуту

Умение идти по компасу без остановок также вырабатывается с практикой, хотя знание техники позволяет делать это без особого труда.

  • Ориентируйте компас как описано выше и определите свой первый ориентир.
  • Начинайте движение к нему и на подходе точно совместите стрелки компаса.
  • Соедините воображаемой прямой компас и объект и отметьте на этой прямой новый ориентир.
  • Не обращая внимания на первый ориентир, двигайтесь к следующему. На подходе к нему вновь совместите стрелки, проведите мысленную линию и без остановки двигайтесь прямо по ней.

Точность — наиболее важный фактор, и потому, хотя желательно двигаться в устойчивом ритме и без остановок, если чувствуете, что должны остановиться, останавливайтесь. Если сомневаетесь в верном выборе очередного ориентира, не поддавайтесь соблазну продолжать движение, не полагайтесь на авось.

 

Координаты

Важно уметь правильно определять координаты, хотя бы затем, чтобы точно указать аварийной службе место, в котором произошел несчастный случай. На рисунке показано, как это делается. Запомните фразу «по коридору и вверх по лестнице». Она поможет вам сообщить координаты в нужном порядке. Перед комбинацией цифр укажите буквенное обозначение картографического листа.

Порядок указания координат

СОВЕТ

Величина магнитного склонения может быть различной не только в разных странах, но и в разных районах одной и той же страны. Важно знать значение склонения (указывается в легенде карты) и уметь делать поправку на него. Например, в Великобритании для получения магнитного азимута значение склонения следует прибавлять к азимуту по координатной сетке. Простой способ запомнить — вспоминать, что мир больше карты, и потому при определении азимута по карте его значение должно быть увеличено на значение склонения. Возвращаясь к карте, не забывайте производить обратное действие.

Вычисление расстояния

Ритм и время движения

Расчет этих факторов необходим при ориентировании в плохих погодных условиях, когда крайне важно знать, сколько вы прошли и сколько времени шли.

 

Ритм

Количество двойных шагов на 100 метров дистанции. Значение определяется прохождением стометровки по ровной поверхности. Считайте каждую пару шагов, например, при касании земли правой ногой. Ваш результат, по видимому, окажется в диапазоне 55-65 двойных шагов, но будет действительным только для идеальных условий движения по ровной местности. Ритм будет другим с подъемом в гору с тяжелым рюкзаком на плечах, в другой обуви, при перемещении по другому типу поверхности, скажем, по снегу или камням, при встречном ветре и т.д. Любые факторы подобного рода необходимо учитывать, как и их влияние на ширину шага.

 

Расчет времени

Одна из лучших систем для расчета времени известна как «правило Нейсмита». При составлении графика путешествия следует учитывать, что вы можете почувствовать усталость уже через несколько часов пути, а потому разумным будет планировать менее быстрый темп. При движении вверх по склонам вы наверняка не сможете идти так же быстро, как по ровной местности.

Помимо учета параметров приведенной ниже таблицы при подъеме прибавляйте 1 минуту на каждые 10 метров высоты по горизонталям. На ранних этапах путешествия, возможно, достаточно будет и 30 секунд, и многое будет зависеть от веса переносимого груза, характеристик поверхности и т.д. Планировать дополнительное время на спуск не нужно, разве что предстоит преодолевать очень крутые склоны.

Факторы, которыми будет определяться время в пути:

  • усталость;
  • погода:
  • крутизна склонов;
  • тип поверхности;
  • использование веревки;
  • использование лыжных палок;
  • использование кошек;
  • владение навыками ориентирования;
  • физическая форма;
  • наличие или отсутствие ориентиров;
  • правильность определения местоположения исходного пункта
  • способность безошибочно двигаться по маршруту.

 

Таблица Нейсмита

       Скорость км/ч

Расстояние м.

2 3 4 5 6
50 1,5 1 45 секунд 36 секунд 0,5
100 3 2 1,5 1,2 1
200 6 4 3 2,4 2
500 15 10 7,5 6 5
1000 30 20 15 12 10

 

Основные приемы ориентирования

 

Точка штурма

Прием используется, когда необходимо выйти на малозаметный объект, например к небольшому холму. Если со значительного расстояния двигаться прямо к объекту, не исключено, что в конце пути вы окажетесь где-то в стороне от нужного пункта. Если же разбить маршрут на два отрезка и в качестве промежуточного пункта выбрать более крупный объект вблизи цели, например большое озеро, величина вероятной погрешности существенно уменьшится. Останется пройти относительно небольшое расстояние, и следовательно, большей будет точность выхода на холм.

Точка штурма

Грубая прикидка

Если нужно выйти, скажем, к месту слияния двух рек, в условиях плохой видимости велик риск того, что при выходе к водному потоку искомая точка окажется выше или ниже по течению. В плохую погоду решить, в какую сторону двигаться вдоль русла, будет непросто. В такой ситуации грубая прикидка поможет найти верное решение и будет состоять в выборе точки выхода на несколько градусов выше по течению относительно места слияния. Тогда, достигнув русла, вы будете точно знать, в какую сторону двигаться дальше.

Огибание препятствия

Если где-то на пути вашего движения по азимуту имеется препятствие, скажем, в виде врезающегося оврага, обойти его можно, повернув планку компаса со стрелкой направления движения на 90° относительно азимута и пройти расстояние, гарантированно превышающее глубину врезания оврага. Далее вы возобновляете движение по азимуту, проходите расстояние, превышающее ширину оврага, поворачиваете на 90°, проходите столько же, сколько прошли, когда свернули с маршрута, и возвращаетесь на первоначальный курс.

Колено

Прием позволяет миновать опасный участок рельефа и состоит в выборе азимута, линия которого проходит в стороне от опасности, с последующим возвращением на первоначальный курс.

Экспозиция склона

Речь идет о выяснении с помощью компаса ориентации относительно сторон света склона, на котором вы находитесь. Прием особенно полезен для определения направления дальнейшего движения в условиях плохой видимости.

Обратившись лицом к склону или от него, определите азимут воображаемой линии прямо перед собой. Сделайте поправку на магнитное склонение, поместите компас на карту в примерном районе вашего местонахождения и, сохраняя направленность стрелки севера на корпусе компаса на север по координатной сетке карты, двигайте компас по карте там, где предположительно находитесь. Где линии на направляющей пластине пересекут горизонтали точно под углом 90°, там и будет ваше примерное местоположение. Впрочем, вам еще понадобиться уточнить высоту стояния на склоне, а кроме того, возможно, придется исключить ряд других возможных мест на склонах.

Рубеж

Так называется значительный по размеру и легко узнаваемый объект, расположенный немного дальше того места, в которое вы направляетесь, и способный однозначно дать понять, что вы миновали место назначения. Рубежом может являться иной по характеру склон, гребень (особое внимание требуется зимой и в условиях плохой видимости), река. Рубеж может становиться точкой атаки, как описано выше.

Линейный ориентир

В качестве линейного ориентира может выступать река или линия разделения параллельных горизонталей, двигаясь вдоль которых вы сможете быстро добраться до пункта назначения. Можно выйти на линейный ориентир после грубой прикидки: воспользоваться им сначала как путеводной нитью, а затем выбрать точку штурма для выхода на конечный пункт маршрута.

Нередко ориентирование состоит во взаимоувязывании нескольких линейных ориентиров с формированием маршрута движения.

Особенности зимних условий

Хотя приемы ориентирования и летом, и зимой весьма сходны, существует ряд моментов, которые во время зимних походов необходимо учитывать особо. Зимой бывает непросто обнаружить объект для визирования, и тогда не остается ничего иного, как использовать в качестве такового спину идущего впереди партнера. Нередко облака и заснеженная поверхность земли сливаются воедино, и потерять ориентацию в этой белой мгле немудрено. Взгляду не за что зацепиться, и в таких условиях легко уйти слишком далеко, а значит, подойти слишком близко к обрыву. Можно сделать снежок и бросить прямо по ходу движения. Польза от приема двойная. Во-первых, вам будет на чем сконцентрировать внимание, т.е. вы получите ориентир; а во-вторых, вы сможете определить, снег впереди вас или пропасть.

С большой осторожностью следует использовать в качестве путеводного ориентира край обрыва, поскольку велика вероятность наличия снежного карниза. Необходимо пользоваться веревкой. Следующий по линии обрыва привязывается к одному ее концу, а по крайней мере двое других — минимум в десяти метрах от него — к другому ее концу, и двигаются параллельно линии перемещения своего проводника. В случае срыва проводника товарищи вытащат его на безопасное место.

В зимних условиях сложность представляет и оценка пройденного пути, даже если ведется хронометраж и подсчет шагов. И вновь поможет веревка, длиной около 50 метров. Обвяжитесь ее концом и используйте как указатель расстояния. Точность будет гарантирована, что особенно важно при движении по сложному рельефу с частой сменой азимута и многими обходными коленами.

Веревочная страховка вблизи края обрыва