Вопросы ориентирования на местности в районе действий должны самым тщательным образом изучаться еще до выхода разведчиков в тыл противника.

Изучение местности в районе предстоящих действий следует производить по крупномасштабным картам. Особое внимание при этом необходимо обращать на следующее:

  • рельеф в данном районе;
  • плотность расположения населенных пунктов, места расположения городов, поселков, административных центров;
  • густоту железнодорожных и шоссейных дорог, в каких направлениях они пролегают, какие населенные пункты соединяют;
  • основные элементы гидрографии — наличие озер, рек, ручьев, условия их преодоления, направление течения;
  • наличие лесов, зарослей кустарника, характер растительного покрова и общие условия маскировки.

Выброска разведчиков с парашютами является одним из основных способов вывода их в глубокий тыл противника. В районе площадки приземления местность должна изучаться с особой тщательностью.

Непосредственно перед выброской разведчики должны через командира группы и штурмана уточнить боевой курс самолета (вертолета) во время выброски с тем, чтобы при снижении на парашюте и после приземления они могли сразу определить стороны горизонта по курсу уходящего самолета (вертолета) и соответственно направление на пункт сбора. Еще находясь в воздухе, разведчик должен по видимым на земле ориентирам большой площади (озера, реки, рощи, населенные пункты) определить местоположение пункта сбора и ориентировочную величину угла (в градусах) между курсом уходящего самолета и направлением на пункт сбора.

Приземлившись, сразу же нужно:

  • Выбрать хорошо заметный ориентир в сторону движения на пункт сбора;
  • Если этого сделать нельзя, то следует наметить какими‑либо подручными предметами направление в сторону уходящего самолета (вертолета), быстро привести себя в боевую готовность, собрать и замаскировать парашют;
  • Внести поправку к направлению уходящего самолета на величину угла, который был определен при снижении между направлением на пункт сбора и курсом уходящего самолета (вертолета), наметить маршрут и идти в этом направлении.

 

Движение по маршруту должно совершаться от ориентира к ориентиру. Расстояние отсчитывается или в парах шагов, или по времени, с последующим переводом в километры.

Рис.1 Ориентирование разведчика при десантировании в воздухе, при снижении;

Рис.2 Ориентирование разведчика при десантировании после приземления;

Движение в ночное время

Прежде всего следует засветло изучить местность и подобрать ориентиры.

Ориентиры:

  • Строения( трубы, башни, отдельно стоящие дома) и деревья;
  • Населенные пункты;
  • Водоёмы (озера, реки, ручьи);
  • Объекты инфраструктуры (дороги, линии электропередачи).

Перед началом движения следует изучить предстоящий маршрут по карте.

Изучение считается законченным, когда разведчик по памяти сможет составить схему своего маршрута.