История — это река времени, из которой невозможно выйти. Мы идём по ней из прошлого в будущее, на нашем настоящем сказывается то, что было два века назад. В том человеке, который прикасается к истории своей семьи и, одновременно, страны, возгорается историческая страсть. Для него прибыть на малую родину своей семьи — это особые ощущения величия, причастности к огромной стране и большой семье.

Какой человек, пребывающий в здравом уме, будет вычленять из истории своей семьи несколько поколений и выкидывать их на помойку, как в фильме «Покаяние»? Никакой, для этого акта необходимо помутнение рассудка, отсутствие чести и достоинства.

Ровно такая же ситуация с историей нашей страны. Логически, противно выдирать из её истории куски. И на это отваживаются только в специфическом состоянии… Каком?

Скорее всего, это состояние можно назвать чёрной дырой в душе, потерянностью, требующей замещения пустоты. Советское общество остыло к социализму в силу многих причин к Перестройке, омещанилось благодаря превращению высоких идеалов в хрущёвскую бытовуху. В условиях этой бесстрастности, упавшего потенциала, был нанесён мощный удар в первую очередь по чувству собственного достоинства граждан. И сейчас чувство собственного достоинства всячески высмеивается, внушается мысль, что всё покупается и продаётся, вопрос лишь в цене, а значит честь и достоинство человеческой личности — пережиток. В нашей стране — пережиток социализма. Соответственно, от пережитка требуется избавиться ради нового, «общечеловеческого» пути. Но к этому пути нельзя перейти, ведь твоя душа грязная, она запятнана целиком омерзительным советским прошлым, из которого ты родом. И чем дольше срок существования тебя в этом обществе — тем сильнее ты в нём укоренён. Поэтому опустевшую душу и увядший потенциал предлагается очистить и перезапустить.

Вот тут-то и появляется разговор о покаянии за всё советское. И не случайно.

Покаяние в нашей духовной традиции, идущей из православия — это акт очищения души, когда кающийся признаёт весь ужас содеянного ранее, испытывает муки совести (проявления Бога в человеке) и под грузом этих мук доходит до состояния покаяния — очень сильно некритического, изменённого состояния, близкого к истерии иной раз —  после чего на него сходит благодать, ободрение на новом пути. Кающийся обретает силы, чтобы жить снова.

Перестройщики (и западные «партнёры» через них) очень хорошо знают эту русскую традицию и играют ею.
Во-первых, покаяние из нашей духовной традиции предназначено для восхождения от низости к небу, оно не может произойти в обратном порядке, особенно если подсознательно это понимаешь. Держу пари, что подсознательно наши родители и более старшие чувствовали несправедливость и гадость обвинений в ошибочности всего их прошлого. Однако, разбуженная алчность застила глаза, а её всячески разжигали сторонники перестройки (ведь им от этого прямая выгода в первую очередь).

Во-вторых, самый важная для политтехнологов Перестройки часть этого специфического покаяния — это тот момент некритического восприятия реальности. Достаточно довести до него общество, как из него можно лепить всё, что угодно, доказано Украиной. Потребность в благодати и прощении у душевно-могучего русского человека настолько велика, что на обещании удовлетворить её можно годами творить беспредел. Как морковкой на верёвочке водят осла, так и здесь.

А стоит вырезать из нашей истории один кусок, так можно браться за любой другой. При том последствия этих духовных деструктивных практик сугубо практические — пересмотр территориальной целостности, выплаты репараций, контроль над экономикой, утрата самостоятельности.

Пора бы признать уже, что нам не за что каяться. Советский период истории — это тысячелетнее восходящее величие России, уложенное в 70 лет. Это передовой опыт жизни общества, который должен был стать настоящим всей Земли, но был сокрушён реакцией на него. Ничего, бывает. Бывает, товарищи, капитализм — предшественник — тоже не сразу строился, а лет 300. Силён тот народ, который умеет признавать поражения и жаждет реванша.

И первейшая задача реванша — это восстановление чувства достоинства народа, сознания правоты своей истории, при том не только советской, а вообще всей, ведь нападкам подвергаются уже и Иван Грозный, и Александр Невский…

Разумеется, никто за нас самих сегодня это делать не будет. Хороший пример — фильм «28 панфиловцев», который неравнодушные люди делали несколько лет. Вообще, сделать что-то для восстановления справедливости по силам каждому. Хотя бы вот заметку написать. Хотя бы делать своё дело хорошо в пику потребительской лени и скуке. Хотя бы интересно рассказать о своём деле другим.

И тут, конечно, белые патриоты скажут, что у них другое мнение. Что СССР — это оскорбление их чувств, победа неправедной стороны… но об этом в другой раз, тем более, что уже за столько лет споров накопился ряд вопросов.

Наверное, так и назову один из следующих постов — «Вопросы красного патриота к белому».