Нашёл тут свой старый текст, написанный сразу по прохождении Скайрима в декабре 2011 года. Тема пропаганды и информационной войны лишь становится актуальнее с годами, но тогда, в 2011-м, когда ещё не так очевиден был механизм «цветных» переворотов, мой текст воспринимали в штыки. Мол, «хоть в теме игр не надо искать политику». Теперь, после Египта, Ливии, Сирии, провальной Болотной-2012, Майдана-2014 очень забавно перечитывать тогдашние комментарии.

Тогда, в 2011-м я попытался разобрать не только момент пропаганды, но и вообще смену установок в американской массовой культуре, т.е. переход от классического западного выбора, свободной воли — к прямому восхвалению зла во всех его проявлениях и заключению с ним сделок в духе Фауста.

Тонкие материи на военном портале, скажете вы? Да, потому что жизнь вообще сложна, а самая интересная её часть — идеи, двигающие людьми, — так вообще не может быть элементарной. Простота, входящая в пропагандистские методички — последствие очень сложной работы.

Прочитал http://www.odnako.org/blogs/show_14124/ вот эту статью, где разбирается интересная тема политических подтекстов в некоторых современных голливудских фильмах. А тут очередное событие в смежной, в игровой индустрии – вышла игра The Elder Scrolls V: Skyrim, — главное событие этого года в мире компьютерных игр. И с первых минут прохождения меня не покидало ощущение, что и в нынешних играх есть актуальный политический подтекст. Отсюда и родилась идея пофантазировать на этот счёт.
В далеком 2003-м году вышла игра The Elder Scrolls III: Morrowind.
В волшебном мире Тамриэль есть некая Империя, существовавшая много сотен лет, очень похожая на Римскую стилем одежды граждан и именами государствообразующей нации, смахивающими на итальянские. Идёт нормальная цивилизованная жизнь – богатые семейства ведут борьбу за власть, злобные сектанты поклоняются своим злым божествам и разводят безобразия, религия главной имперской нации конкурирует с местными, народ борется за существование, и никто не жалуется. И вот на самом востоке Империи в провинции Морровинд объявляется персонаж (игрок), рожденный от неизвестных родителей, но очень талантливый и, по случайности, оказавшийся потенциальным Героем, которого берут под опеку имперские спецслужбы. В это время объявляется древний злобный отрицательный герой, преступным путём стяжавший божественную силу и стремящийся, как водится, поработить мир. Теперь давайте сопоставим игровые события и год выхода игры. 2003-й год – год вторжения НАТО в Ирак. Еще раньше было 11-е сентября. Цивилизованному миру угрожают старые враги, вернувшиеся отомстить – Осама Бен Ладен и Саддам Хусейн. В это и предлагается играть нам, простым смертным – герой под крылом спецслужб, отважно борющийся со Злом в лице конкретных личностей. Игра получилась чудо как хороша и увлекательна. Сказочный мир не сбивает с ног фантастикой, не нагружает мозги, т.к. все происходящее на самом деле хорошо знакомо из телевизионных новостей, просто теперь имеет вид сказки, в которой можно принять непосредственное участие. Игра была адекватна своему времени — классический мотив, существующий в Голливуде с 1940-1950-х, про героя-одиночку, побеждающего злую силу во имя спасения несчастных угнетённых. Этот мотив, правда, с 1940-х сильно изменился, т.к. если тогда это был обычный человек из народа, то к выходу Морровинда во всю уже шла тема супергероев, случайно стяжавших свою супергеройскую силу, недоступную простым людям, но да ничего — всё было в рамках обыденного.

Следующая игра серии – The Elder Scrolls IV: Oblivion, — повествует о политическом кризисе в Империи Тамриэль много лет спустя после событий 3-й части. Императорский род прерывается, а миру угрожает еще больший злодей. Уже не человекобог, а настоящий дьявол – Принц Даэдра, которому поклонялись сектанты еще в Morrowind`е. Произошедшее пришествие дьявола называется в игре Кризисом Обливиона (потустороннего мира). Напомню, что игра вышла в 2006-м году. У игроков она вызвала противоречивые чувства. Одни обвиняли студию Bethesda в опопселости, другим же игра нравилась, третьи считали, что игра хороша, но по принципу «тех же щей да погуще влей». Просто разработчики опередили свое время. Речь в игре идет о последовавшем мировом экономическом кризисе, начавшемся 2 года спустя. Кризис — событие настолько неприятное, что выглядит как целый злобный бог, восставший для мести.
http://save.3dn.ru/_ld/0/91794580.jpg

Естественно, людям не слишком приятно играть в то, что затрагивает их лично. Как бы приходишь такой с работы, тебя ждут счета, за которые не можешь заплатить, хочешь расслабиться, поиграв в новую игру, а там про то же самое, только иносказательно.
И вот, стало быть, вышел пятый Древний Свиток – Skyrim. Игра еще до выхода называлась одним из главных событий года. Фанаты серии ждали ее 5 лет. И, действительно, игра – шедевр. В том числе, на мой взгляд, благодаря совпадению ситуации в игровом мире с ситуацией в мире реальном. Это совпадение, как и в Моровинде, обеспечивает лёгкое восприятие сюжета, квестов и игрового процесса. О чем же идёт речь? Давайте посмотрим.
Краткая справка о том, что такое Скайрим. Скайрим – это провинция Империи, как и Морровинд. Населена нордами (читай викингами). В игровом мире является исторической областью для Империи, как Московское княжество, например, для России.
Игра начинается с того, что игрок приходит в себя в арестантской телеге, связанный. Рядом сидят другие зэки, с которыми заходит разговор. Выясняется, что справа от нас сидит местный лихой бандит Ульфрик Буревестник, ведущий борьбу за освобождение Скайрима, перед нами сидит его телохранитель, а рядом с телохранителем конокрад. Оказалось, что наш герой, опять без роду и племени, пробирался через границу и чисто случайно угодил в засаду имперских спецназовцев-легионеров, которые «засаждали» местным повстанцам – «Братьям Бури». Конокрада взяли там же. Очевидно, что герой игрока виноват только тем, что оказался не там, где нужно было – и его замели до кучи. Или чтобы не сболтнул местному населению во время проведения Контртеррористической Операции. Ведь путешествие между провинциями Империи осуществляется свободно. О какой границе тогда речь – непонятно. Нас привозят в имперский форт и производят перекличку. Собственно, дело идёт к казни Ульфрика и его подельников. Когда же перекличка доходит до нас, то оказывается, что нас в списке нет и кто мы такие неизвестно. Тут дается возможность создать своего персонажа. Получается, что казнить нас не за что, однако, имперский офицер-женщина плюет на законы и приказывает нам отправляться ко всей остальной шайке. Вот такой вот немотивированный поступок. В последний момент, когда палач уже готовится снести нам башку, появляется дракон и всем устраивает маленький ад. Ульфрик и его пацаны бегут в одну башню, легионеры бегут в другую. Неудачники из числа тех и других гибнут в огне. И тут нам представляется мнимый выбор – за кем бежать: за имперскими военными, которые нас хотели казнить ни за что или за отважными повстанцами. Ясен пень, что все подстроено так, что чисто интуитивно игрок убежит от дракона с повстанцами. Даже если убежите с имперским офицером, то выяснится, что он тупой трус и задрот, а повстанческий телохранитель – благородный и храбрый. После спасения проясняется политическая ситуация в игре: после Кризиса Обливиона Империя раскололась на куски. Желтокожие эльфы из Саммерсета, образовали свою страну, а их спецслужбы контролируют имперских правителей, притесняя Свободу и Права человека по всему государству. В Скайриме вспыхивает восстание под руководством местного авторитета Ульфрика Буревестника, который грохнул законного короля. Замирять восстание приезжает генерал Туллий с Легионом. Да еще и просыпается вселенское Зло, на этот раз в виде черного красноглазого драконьего бога Алдуина. А главный герой из низов общества чисто случайно оказывается драконорожденным героем или Довакином, который только и может забороть Алдуина и остальных драконов. Разумеется, опять под крылом правительственных спецслужб – Клинков. Не смотря на кажущуюся сложность, врубаться в сюжет очень легко, ведь мы видим об этом обо всем новости по телеку. В Skyrim`e рассказывается политическая сказка вот какого содержания: Империя – это Свободный Западный Мир, потерпевший от Кризиса 2008-го года, который стремительно разваливается и загнивает. Отколовшиеся из Свободного Мира высокие эльфы, сующие свои руки во все дела – это русские, которые очевидно горят жаждой мести и хотят всех нагнуть за Перестройку. Талмор (правящая фракция высоких эльфов) – это та самая «преступная организация Братва», о которой недавно начали вещать западные СМИ. Ну, или КГБ. Ульфрик Буревестник – это Шамиль Басаев, «спящий» агент Талмора или Братвы, угрожающий Свободному Миру Империи, но, тем не менее, очень положительный и обаятельный герой, т.к. сейчас именно такие нужны в Ливии, Сирии, Украине, России и других странах. «Братья Бури» — это Братья Мусульмане, радикальная исламистская организация.. Генерал Туллий – это персонаж старой закалки, очень несимпатичный, смахивающий на полковника Каддафи, наводящий порядок железной рукой, от этого такой прааативнэй и нерукопожатный. А вселенское драконоподобное зло – это Китай, ради борьбы с которым объединяется Империя и повстанцы. При этом если принять сторону генерала Туллия, то после победы вашего героя на улицах будут встречать возгласы «фуууу, империя задавила нашу свободууу», да и сам генерал не уверен в победе полностью.

И вы ответите мне – но ведь игра создавалась 5 лет, когда еще не было никакой «арабской весны», поэтому политика здесь ни при чём. А я вам отвечу – посмотрите на тот же Обливион, посмотрите на игру Ghost Recon 1, вышедшую, кажется, в 2003-м году, где рассказывалось про то, как злобные русские напали на Грузию в 2008-м году (таки Пятидневная война состоялась, но с точностью да наоборот) и другие игрушки. Я уж не говорю про Call of Duty Modern Warfare и Battle Field. Ведь компьютерные игры играют огромную роль, как элемент образования и пропаганды. И чем дальше они отодвигаются от Тетриса, тем больше :-) Это не значит, что игры плохие, важно учитывать, когда вы играете в очередной шедевр, кто создатель этой игры, какую политику он ведет в отношении вашей страны и что останется у вас в голове в итоге. Да и не секрет уже, что через реакцию на игры проверяется и подготавливается общественное мнение.