В период Первой Мировой войны  итальянцы создали весьма необычные образцы такого типа вооружения ,как плавучие артиллерийские батареи.Обычно,для их создания использовались недорогие суда типа самоходных барж,буксиров или даже понтонов.Одним из наиболее известных судов этого типа является плавучая батарея «Faà di Bruno».

Вот она в своем нормальном состоянии в порту Венеции.Спроектировал его в 1915 году известный кораблестроитель Джузеппе Рота. Создавался «Фаа ди Бруно» для поддержки сухопутных войск в районе Триеста. Требовался корабль, способный без опасений действовать в опасном для навигации районе.


«Faà di Bruno» в процессе постройки.Для его создания была использована самоходная баржа на которой установили покатую палубу из 40-мм брони.На палубе располагался орудийный барбет и наблюдательная вышка.Интересно было бронирование бортов этого корабля.Множество мелких отсеков вдоль бортов были залиты бетоном.Толщина бетонной брони составляла  2,9 м (!).Общая осадка корабля не превышала 2,2 метра,что позволяло ему без проблем действовать на прибрежном мелководье.

В движение «Faà di Bruno» приводился двумя вот такими паровыми машинами,демонтированными с отслужившего свой срок миноносца.Номинальная их мощность составляла 465 лошадиных сил.


Установка вооружения на «Faà di Bruno».Эта плавучая батарея была вооружена двумя 15-ти дюймовыми орудиями,первоначально предназначенными для вооружения линкора «Христофор Колумб».На фото ниже показан ствол такого орудия в цехе завода «Ансальдо».Для сравнения ,на его казенник установлено 8-см полевое орудие.

А вот члены его экипажа на фоне двухорудийной установки.Орудийная башня не имела возможности кругового вращения — она могла вести огонь только поворачивать по горизонтали на 60 градусов в каждую сторону.

Кроме основного вооружения плавучая батарея имела и два 8-см зенитных орудия размещенных на палубе.Позже еще два таких орудия добавили на купол над орудийной башней.

Строился  «Faà di Bruno» долго, отчасти – из-за проблем с монтажом сверхмощных орудий на достаточно небольшой (всего 2800 тонн) корабль. В строй он вступил только в середине лета 1917 года.

На фото — плавучая батарея «Faà di Bruno» и её экипаж.


Плавучая батарея «Faà di Bruno» ведет огонь.

К сожалению ,боевая карьера корабля в Первую Мировую была недолгой — в ноябре 1917 во время перехода этот корабль попал в шторм и был выброшен на берег у порта Анкона.На этом его служба в Первую Мировую и окончилась.Но ,даже фактически не применяясь,эта батарея бла своеобразной угрозой для войск «Двуединой Монархии» — у устья реки Пьяве итальянцы соорудили макет этого корабля и почти год вводили в заблуждение австрийских летчиков -наблюдателей:

Несколько раз австрийцы безуспешно даже пытались бомбить ложную цель.

Через пару лет плавучая батарея «Faà di Bruno» была восстановлена,а в 1924 году корабль исключили из списков флота, но… проявив несвойственную им, казалось бы, практичность, итальянцы не стали резать «Фаа ди Бруно» на металл – а «придержали на чёрный день» . И этот день настал 10 июня 1940 года, когда Муссолини решил, что Италии пора-таки поучаствовать в войне против Англии и Франции. И старый корабль, получив новую камуфляжную расцветку , усилил береговую оборону Генуи под скромным именем «плавучая батарея GM 194».

Ветеран Первой Мировой даже несколько раз стрелял по французским кораблям.Скорее всего — безуспешно,иначе горделивые итальянцы обязательно бы упомянули о его успехах.
А после капитуляции Италии эта плавбатарея  была захвачена войсками недавнего союзника по Оси, превратившись в боевую единицу Kriegsmarine под названием «Biber» (сиречь «бобр»).  Данные относительно службы столь своеобразного трофея у новых хозяев расплывчаты и противоречивы. Хотя можно сказать с полной уверенностью, что на службе у новых владельцев бывший «Faà di Bruno» ничем особенным не отметился. Даром, что они не поленились основательно удлинить его корпус, приделав дополнительные оконечности, после чего Monitor «Biber» (числившийся в списках еще и как Wachboot — сторожевик, вероятно, это такой сумрачный германский юмор…) в длину достиг целых 130 метров, вид же приобрел следующий:

В таком виде он попал в 1944 году под бомбардировку авиацией союзников и был основательно поврежден.И в 1946-м послепобедном году никому не нужный ветеран предсказуемо был разделан на металл. Можно представить изощренные ругательства тружеников судоразделки, когда они были вынуждены отбивать бетон от переборок…
На этом история «Faà di Bruno» была закончена.
P.S. Да, остаётся добавить, что имя своё монитор получил в честь капитана Эмилио Фаа ди Бруно, командира флагманского броненосца «Ре д’Италиа» в битве при Лиссе. Капитан погиб в этой битве вместе со своим кораблём: отказался покинуть мостик после того, как «Ре д’Италия» был протаранен австрийским броненосцем «Эрцгерцог Фердинанд Макс».

Глущенко В.А.

А в следующей части я познакомлю вас с «младшими братьями» этого корабля — итальянскими несамоходными понтонами,вооруженными крупнокалиберными корабельными орудиями.