Фильм вышел на экраны, его уже посмотрело большое количество людей, так что можно написать более развёрнуто, чем ранее, по итогам предпоказа. Вдобавок, скопилось изрядное количество мнений, в том числе критических, на которые хотелось бы ответить.

Сначала о самом фильме.

kinopoisk.ru

Общее.

Добротное военное кино, как и говорил ранее — малый «Горячий снег», из-за ротного масштаба боёв. Радует то, что нет столь любимой отечественными творцами театральной истерики на экране и западного клише о том, что война есть ад кромешный, а человек в нём просто и абстрактно должен выжить. Нет, здесь очень осмысленная война, каждый солдат 4-й роты осознаёт всю величину задачи и очень упорен в её выполнении. Каждый. Это, кстати, важная деталь: показан воинский коллектив, вся 4-я рота является героем, а не каждый по отдельности. Некоторые называют этот приём «нехваткой драматургии», но давайте не будем отказывать творческому коллективу в выборе художественного приёма.

Подразделение.

28_2

Героями фильма являются бойцы всей 4-й роты. До начала боя успевают немного раскрыть некоторых из них, но на этом ограничиваются, т.к. полное раскрытие помешало бы воспринимать всё подразделение целиком. Раскрыта тема дружбы народов — русские, казахи, украинцы бьются плечом к плечу. Приятно видеть согласие, как и должно быть в нашей стране.

Замечу, как и прежде, что взаимоотношения в воинском коллективе переданы великолепно. Как сам оказался среди своих сослуживцев, с разницей лишь в речи и типажах. Это тоже явный плюс фильма — чистота русского языка солдат от современного сленга, мата, а так же наличие персонажей, подходящих под начало 1940-х годов: рабочие и крестьяне, крепко заинтересованные в своём труде, живущие им, а не вчерашние школьники, ещё не видевшие жизни.

Солдаты, офицеры, сержанты и политрук Клочков получились по-мужски харизматичными.

Техника, оружие, знаки различия.

28_3

Тут очень богато. Действительно, сотрудничество с разработчиками игры War Thunder пошло строго на пользу технической части — наконец-то Pz III и Pz IV выглядят так, как должны, а не как обычно их делают в нашем кино, переоформляя Т-55 и другую современную технику. Создателям военного кино в будущем надо присмотреться к парням из «Гайдзин» или создателям «Ил-2. Штурмовик», потому что есть все шансы сказать новое слово не только в жанре игр-симуляторов, но и в плане суперреалистической и исторической продукции киноиндустрии.

Мне так же бросилась в глаза стрелковка — наличие у бойцов пистолета-пулемёта Дегтярёва и пистолета-пулемёта Шпагина, самозарядных винтовок Токарева (в правильных пропорциях) складывается в то самое превосходство советской стрелковой роты над немецкой на ближних дистанциях боя, про которое пишут специалисты, развенчивавшие мифы о Великой Отечественной.

Присутствует в фильме и артиллерия с нашей и немецкой стороны. Как говорят историки, в реальном бою противотанковых пушек калибра 45-мм с 4-й ротой не было (тем выше их подвиг, между прочим — на одних ПТРах, зажигательных бутылках и противотанковых гранатах далеко не уедешь…и ведь смогли), но здесь их разместили очень уместно, показав типичную для 1941 года связку пехотинцев и артиллеристов.

28_4

В знаках различия лично я не слишком силён, но заметно, что стилистика соответствует началу войны и даже довоенному периоду.

Военная наука.

Считаю очень важным то, что создатели фильма показали учёбу, подготовку к бою. Успешное выполнение воинского долга — это не чудо божественного характера, а меньшее кол-во ошибок по сравнению с врагом, большее упорство, созданное учителями со школьной скамьи, в трудовом коллективе. И, самое главное — это прилежный воинский труд: вычищенное, исправное оружие, быстро и качественно вырытый окоп в единой системе огня, которую офицеры и сержанты могут грамотно развернуть на местности, чтобы противник угодил в огневой мешок. Это взаимодействие между соседними подразделениями и ближайшим тылом, медсанбатом, противотанковой батареей. Это своевременный доклад командиру батальона и полка, который может сделать вывод об обстановке и развернуть боевой порядок для нейтрализации угрозы прорыва. И многое, многое другое.

Всё это в той или иной мере есть в фильме.

Идейный посыл.

Его можно сформулировать фразой из самых последних минут фильма: «Много парней упорных немцам сегодня выпало на пути. Геройских. Скоро все так воевать будут, потому что война такая». Считаю, очень правильный посыл, если принимать во внимание то, что это самое начало войны, а контрнаступление под Москвой начнётся на полмесяца позже, принеся первую большую победу.

Однако, есть и нестыковки. Так, в фильме вместо «советский» везде звучит «русский». Ну, многие уже, наверное, слышали мнения по этому поводу. Для меня это звучало неправильно, невпопад потому, что самоидентификация, как русских, у героев фильма была взята из периода, скорее, Гражданской войны и 1920-х гг. Тогда ещё молодой Советский Союз самими представителями народа чаще всего назывался Россией, Советской Россией, что вполне понятно, т.к. старый строй и старое название страны были свежи в народной памяти. Максимум, когда в прессе и художественных произведениях можно столкнуться с частым употреблением «русский», «Россия» вместо «советский», «Советская Родина», — это начало 1930-х. К 1941 году в массовом сознании общность под названием советский народ сложилась, образ социалистической Родины сформировался. И противопоставления, как в «28 панфиловцах», слов «Родина» и «Отечество» не было. Просто почитайте побольше воспоминаний ветеранов, современную Войне прессу и художественные произведения.

Несколько примеров массовой агитации 1920-х, в которых название страны указывалось «Россия» или «Советская Россия»:

28_5

28_6

28_7

Несколько примеров агитации времён уже Советско-Финской войны 1939-1940 гг (что уж говорить о начале Великой Отечественной).

28_8

28_9

28_10

Критика.

Естественно, на первый в истории российского кино народный фильм сразу же обрушилась лавина критики. Не буду даже рассматривать либералов из «Новой газеты» или «руССких» националистов (и всех прочих националистов, если кто из них поднял свои коричневые лапы на фильм), потому что их хлеб — гадить на всё, что укрепляет связь нашего времени со временем героев Великой Отечественной. И подвига у этих падальщиков «не было», и «драмы не хватает», и «выбрали бы какой-нибудь не такой открыто агитационный штамп». Про это писали уже многие, а лучший способ — возьмите, да сходите сами на фильм, чтобы разобраться.

Мне было бы интереснее ответить на критику с левого фланга, от идейно близких мне людей, потому как запрос на хорошее советское кино есть, а вот в должной мере удовлетворить этот запрос в очередной раз не получилось, почему «28 панфиловцев» и вызвали возмущение у красных патриотов, на мой взгляд, частенько чрезмерное.

Итак, по пунктам:

В фильме нет красного флага, нет советской символики, кроме петлиц и звёздочек на ушанках военнослужащих. А вот немецкий нацистский флаг есть.

Если рассматривать кино ТОЛЬКО с точки зрения информационной войны, игнорируя историческую часть, а так же организацию воинского подразделения, то да, есть из-за чего напрячься. Однако, в фильме показана стрелковая рота, у которой нет своего штандарта. Знамя могло быть у полка, но полк представлен ротой, будьте внимательны! У немцев же флаг размещён на танке таким образом, как обычно немцы делали для обозначения на местности, чтобы не разбомбила своя авиация, работающая по переднему краю противника. В фильме «Они сражались за Родину», например, показан стрелковый полк, от которого осталось несколько десятков человек, которые сохранили знамя полка, поэтому в фильме он есть. Есть красное знамя и в фильме «Брестская крепость», опять же, потому что мальчик, его забравший с собой, несёт знамя воинской части.

Предатель Добробабин выдвинут на передний план, его прославляет Шальопа и компания

Это не так. Во-первых, вы ещё покажите мне тех, кому охота разбираться с тем, кто такой Добробабин. Во-вторых, на экране нет акта предательства, а Добробабин, кстати, сражался плечом к плечу со своими, став предателем много позже. И в-третьих, зритель ни за что не догадается, кого вы имеет в виду под Добробабиным. Единственный сомневающийся боец — это красноармеец Шемякин, которые апатичен и говорит, что «если надо умереть за Родину, так все умрём». Его-то я и подозревал, как изображённого Добробабина…ан нет. Оказывается, это сержант-украинец. Ребят, если я не догадался, будучи очень пристрастным зрителем, то обратят ли на это внимание другие зрители, которые просто пришли увидеть хороший фильм? Нет, не обратят. В кадре они увидят сержанта-украинца, который приводит в чувство нерешительного бойца, который в дальнейшем будет сражаться так же геройски, как все вокруг него.

В фильме намеренно стерилизовано всё советское, оно заменено на «русский», «Россия».

Выше я свои соображения изложил, почему меня немного смущает замена «советский» на «русский» — это взято не из 1941-го, а из какого-нибудь 1921-го года. Режиссёр фильма Андрей Шальопа высказывал своё мнение в интервью

 

Согласен с тем, что оно весьма специфическое и основано на понимании режиссёром книги «Волоколамское шоссе», одного из источников.

Не защиты режиссёра ради, но просто так хочу напомнить своим левым товарищам, что мы живём при капитализме, а значит при выпуске фильма наверняка в Министерстве Культуры обсуждались детали, в том числе и символики. Об этом косвенно упоминает Дмитрий Пучков «Гоблин», собиравший деньги на помощь в съёмках фильма. По его мнению, если бы в фильме дали больше советского, то фонтаны известной субстанции взметнулись бы ещё выше. Подозреваю, что и в МинКульте тоже, благо Мединский так опозорился с доской Маннергейму и, вероятно, урезал бы финансовую поддержку на прокат и выпуск фильма. Кроме того, либеральные дети и просто люди с поломанной логикой, имеющие отвращение к истории (спасибо псевдонауке и пропагандистам, вроде Резуна) воспринимают фильм, как «савецкую агитку». Между тем, как я понимаю, «28 панфиловцев» создавались для широкого охвата аудитории, поэтому наличие 100% советского облика, с символикой, словами и т.д. было, вероятно, сокращено ради коммерческого успеха фильма. Последовательные товарищи, конечно, хотели бы пойти до конца, но я напомню: сейчас капитализм на дворе, деньги собирались с большим трудом, они все на экране. И это не последний фильм, который творческий коллектив собирается снимать, поэтому так важно, чтобы сборы были успешными. Пожертвуйте пешку в первом ходу, подготовьте зрителя, потом уже бейте во всю силу.

Вот если и в следующем фильме будет так же урезана идейная советская составляющая, при том в самом что ни на есть советском периоде истории нашей страны, тогда я окончательно соглашусь с нижеследующим мнением.

Данный фильм — умная идеологическая диверсия с заменой советского патриотизма современным квази-русским. Это похоже на выходку с парадом 7 ноября, когда на технике времён Великой Отечественной изображены белогвардейские орлы.

Не соглашусь. Во-первых, «Гоблин» и про это отмечает, что нужно подготовить зрителя, особенно молодых людей, которые просто не знают, что такое советский патриотизм. Для них это пустой звук.

И это чистая правда! Для того, чтобы минимально ощутить дух воина Великой Отечественной, нужно прочитать с десяток литературных произведений высшего порядка, таких, как «Живые и мёртвые», «Звезда», «Весна на Одере», «Повесть о настоящем человеке», «Улица младшего сына». Затем томик журналистских очерков за всю войну, со всех участков фронта, периода всех операций. Затем просмотреть какой-нибудь огромный фотоальбом «1000 фотографий войны», какой был у меня. Затем пересмотреть ленту «Освобождение», а так же хотя бы 7-8 фильмов, вроде «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие…» и т.д. Только тогда, ручаюсь за свои слова, только при таком всеобъемлющем подходе вы сможете ощутить, что называется, кожей, богатырский дух красноармейцев, матросов, офицеров и сержантов, партизан. Только тогда! Именно богатырский дух бесстрашных людей, счастливых в том, что живут по своей, советской правде первого в мире социалистического государства. Они этим гордились, их любовь к Родине была деятельной и горячей. Не в пример множеству современных патриотов, не говоря уже о националистах всех мастей, у которых кусок льда вместо сердца и любви к родной стране нет, а есть сухой рациональный расчёт.

Такой уровень погружения значительно превышает современную школьную программу. Поэтому у молодых людей младше 30 лет чаще всего отсутствует понимание, а у подростков так вообще.
Понимаете, им ближе депрессивный российский патриотизм Первой и Второй Чеченских войн, его они хотя бы имели возможность ощутить через телевизор. Или вообще американский глянцевый патриотизм, где нет народов, а есть глобальное НАТО с его борьбой со всем немодным и тоталитарным. Для того, чтобы в окружающей реальности прочувствовать великую эпоху своих дедушек и бабушек, усилия должны быть многократно интенсивнее. А так как лень, апатия и скука — характерные черты современности, то и желания особого у подростков нет. Приходиться делать попытки достучаться до их сознания хотя бы на более близком для них языке — «русский» в кино о советском и пр.

И вот у нас есть первый народный фильм, в котором хотя бы нет вала русофобского и антисоветского дерьма. За него, как и за «Брестскую крепость» надо держаться, стартовать в изучении темы Великой Отечественной.

Думаю, смотреть надо оптимистично в будущее. И не заниматься идеологической войной против фильма, а давать правильное информационное сопровождение. Публикуйте исторические материалы о боевых действиях и подвигах, фото- и видеоматериалы. Снимайте свои видеоролики и фильмы. Такой способ отстаивания своей точки зрения гораздо более предпочтителен, потому что создателей фильма «28 панфиловцев» точно нельзя упрекнуть в халтуре и бездействии. Делом, делом доказывайте свою правоту, товарищи.

Резюме.

Все в кинотеатры)

Лично сходил дважды, агитирую кого могу, тащу родственников. Что будет дальше у этого коллектива авторов — увидим.